Аналитики "Интерфакса" в рамках проекта Национальный рейтинг университетов провели масштабное исследование рынка онлайн-образования: изучили проекты EdTech в сегменте взрослой аудитории.
Аналитики "Интерфакса" собрали статистику за 2019 год и сопоставили данные с прошлыми периодами, а также представили прогноз на ближайшие 1-2 года.
Исследование посвящено сегментам дополнительного (ДО) и дополнительного профессионального образования (ДПО) для взрослой аудитории и не затрагивает организации, предоставляющие образовательные программы только для детей. Исследовательская группа проанализировала объем и темпы роста различных сегментов национального рынка цифровых образовательных технологий (EdTech) в сегменте взрослой аудитории, изучила деятельность основных игроков в каждом из них, выявила тенденции и ближайшие перспективы развития отрасли.
В частности, аналитики определили объем рынка EdTech ДПО и ДО взрослых в 2019 году — он составил около 22-25 млрд рублей. По прогнозам «Интерфакс Академии», в 2020 году этот показатель достигнет 27-30 млрд рублей. Основные сегменты ДО и ДПО для взрослых — это обучение digital-профессиям, прикладным профессиям, изучение иностранных языков, а также ниша разработки методов и средств корпоративного обучения. Лидеры рынка в первой категории — онлайн-университет Skillbox (оценочная доля рынка ≈ 6,5%), GeekBrains и «Нетология-групп» (по 5,3% доли рынка в сегменте у каждого). Во втором сегменте (прикладные профессии) лидируют GetCourse (3,5-4%) и «Инфоурок» (≈3%). В третьей (языковое обучение) — SkyEng (≈19-21%), Lingualeo (4,3-5%) и PuzzleEnglish (≈3%). Лидером в нише программ, создающих ПО и платформы для корпоративного обучения, является «Мираполис» с долей ≈7,2%, а также eQueo и iSpring (по 5,3%).
Основные тенденции развития, которые прослеживаются сейчас на рынке – фокус на взрослую аудиторию, повышение популярности онлайн-платформ, рост затрат на образование, сотрудничество онлайн-платформ и университетов. По мнению экспертов, в 2020-е годы широкое распространение получит модель смешанного образования (blended learning). «Конкуренция (между EdTech и существующими формами обучения) — пожалуй, худшая из характеристик для образования, – отмечает основатель и генеральный директор онлайн-университета Skillbox Дмитрий Крутов. — Образование — это, в первую очередь, не про конкуренцию, а про коллаборацию. Чтобы на этом рынке начались крупные позитивные сдвиги, его участникам нужно научиться выстраивать диалог друг с другом, делать совместные проекты. Только после этого начнется новый этап в развитии отрасли, когда EdTech-компании смогут свободно делиться с вузами своими технологиями и цифровыми платформами, получая взамен наработки по педагогике, научным и академическим вопросам. Через 10 лет разделение на EdTech и классическое образование исчезнет — будет единый рынок. Так, мы планируем отказаться от приставки «онлайн» в названии нашего университета, чтобы подчеркнуть, что мы занимаемся образованием в целом».
«Мир изменился: раньше можно было получить профессию — и всю жизнь работать по специальности, — комментирует ректор РАНХиГС Владимир Мау. — Этим и гордились еще 10 лет назад: одна профессия, один университет, одна запись в трудовой книжке. Теперь для того, чтобы быть успешным, человек вынужден все чаще менять места работы, сферы деятельности и специальности. И учебные заведения должны быть готовы принять эти вызовы. Потому что если не они — то на эти вопросы ответят другие компании и люди».
Ознакомиться с исследованием: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4257/